23-го января мы с Медовой были на встрече с синьором Карло Рива - директором ассоциации для детей-инвалидов и их семей Л"АБИЛИТА (г. Милан, Италия)
Тема: "Развитие ребенка с особыми потребностями: отношение, общение, воспитание.
Опыт работы ассоциации Л"АБИЛИТА."
Вот их сайт. Увы, только на итальянском и английском
http://www.labilita.org/index2_uk.asp
Основное внимание в выступлении вполне симпатичного итальянца было уделено дневному центру "Мастерская умений" для воспитания детей с нарушениями в развитии.
Надо иметь ввиду, что "Мастерская" работает с очень "тяжелыми" детьми - неговорящими аутистами, умственно осталыми детьми, детьми с синдромом Дауна, детьми с ДЦП с разной степенью сохранности интеллекта и другими трудными случаями
(Директор даже не все диагнозы озвучил).
В общих чертах попробую изложить мои впечатления.
Первое. Центр этот ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ!!! Т.е. они отделили медицинскую составляющюю проблемы каждого конкретного ребенка и занимаются с "тем, что имеют на сегодняшний день". Например, ребенок не может ходить. Пока не может или вообще никогда не сможет. Этим занимаются врачи. А педагоги центра принимают ребенка с этим недостатком и работают, учитывая его, и по возможности исправляя. Они не требуют забрать агрессивного ребенка, сделать с ним что-нибудь и привести неагрессивного. Или сначала научить говорить, а уже потом приводить к ним на воспитание. И дети в процессе участся общаться, справляться с агрессией, осознавать свое тело и его потребности, много еще чего.
Второе. Центр занимается воспитанием. Адаптацией, поиском возможностей общаться с ребенком, обучением его общепринятым нормам общения и самообслуживания.
Третье. Они используют, помимо много другого, "Систему альтернативной коммуникации"
Вот тут об этом есть
http://autism-aba.blogspot.com/2010/12/s_21.html
Но постоянно дорабатывают и подстраивают под каждого ребенка.
Четвертое. "Мастерская" работает в самом тесном контакте со школой, где учится ребенок (в Италии нет системы коррекционных учебных заведений), врачами-нейропсихиатрами (такие вот врачи есть у них) и семьями.
Пятое, самое печальное. Такой центр один на всю Италию. В нем работают 7 педагогов, воспитываются 20 детей.
Еще. Создание "Мастерской умений", т.е. по сути дневного реабилитационного стационара, было "пробито" МАМОЙ ребенка с особыми потребностями. Первые два года существовало все это на благотворительные взносы, потом включился муниципалитет, а позже и федеральные власти.
П.С. Все это нужно и полезно. Ощущение, что это похоже на "Солнечный мир" (хотя сама я о нем ничего не знаю, только по рассказам)
П.П.С. В любой стране есть потребность в такой работе, везде есть специалисты и есть дети, нуждающиеся в такой или другой помощи. Но нигде не хватает денег, нет заинтересованных "сторонних" сил. Только родители. Только благотворители, которых возможно подвигнуть напомощь детям.
П.П.П.С. Предвижу комментарии о том, что у нас в чем-то даже лучше. Есть корекционные д/сады и школы. Есть реабилитационные центры. Есть Центры психолого-педагогической коррекции.
Во всяком случае на этой встрече было много работниц подобных организаций. Но ни я, ни, тем паче, синьор Карло Рива, не утверждаем, что Италия тут "впереди планеты всей". Все по мере возможности делают важное дело и готовы обмениваться опытом.