Важная информация для РЕГИСТРАЦИИ на форуме: Пожалуйста, не регистрируйтесь на этом форуме с электронными адресами mail.ru, bk.ru, inbox.ru, list.ru - вам может не прийти письмо со ссылкой активации!
Вы можете воспользоваться адресами типа yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и т.д.
7 мая 2011 года (суббота) в 14.30 вы приглашаетесь на лекцию Ясюковой Людмилы Аполлоновны.
Тема - "Развитие понятийного мышления".
Место встречи - медицинский центр "Олмед" по адресу : ул. 5-я Советсткая, д.23.
На лекции будут обсуждаться методы обучения детей думать, логически мыслить: анализировать, делать выводы, выделять главное, и т.д. Это основные навыки, которые помогут детям с проблемами в обучении, с ДВ, стать успешнее в школе. Тема актуальна для детей всех возрастов.
Возможно, кто-то не видел объявления о предыдущей лекции, поэтому позволю себе повториться. Л.А. - кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, психолог-консультант, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс (компания "Иматон"), автор книг "Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении", "Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников". Вот тут можно почитать ее интервью http://psy.su/interview/2199/ Вот тут еще материалы http://afanasova.narod.ru/bibl-ka/yasukova.htm
Петербургские родители выражают благодарность МООР "Импульс" за возможность стать слушателями этой лекции!!!!! Благодаря "Импульсу" мы можем прослушать лекцию бесплатно!
Записываемся, копируя в своем сообщении предыдущих записавшихся
1. Царевна.
Последний раз редактировалось: Царевна (Ср 27 Апр 2011 - 3:46), всего редактировалось 2 раз(а)
Девочки, можно пригласиь всех заинтересованных - учителей, подруг, всех, кого этот вопрос интересует, кому эта информация может помочь!
Шепотом: я как миссионер -везде хожу и распространяю информацию :а вот лекция,а вот Прогноз,а вот институт мозга,а вот вам генетическая теория,а вот позвоночниковая... Мне скоро можно уже будет менять профессию - на продавца -консультанта или еще какого уговаривальщика
Девушки!!! Поскольку первую лекцию Ясюковой конспектировала Кэт, прошу вызваться других добровольцев для этого святого дела. Не забываем, что эта лекция - очень даже платная. А оплачивает ее нам "Импульс" (спасибо большое-пребольшое). На Импульсе нужно будет разместить отчет о лекции. А у меня еще и свой шкурный интерес. Эту лекцию хотела послушать БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ!!! Но 7 мая буду на похоронах. Умер свекр. Присутствовать на лекции, ессно, не смогу.
Информацию распространила по школе среди учителей, зам.директора сказала, что отправит несколько мам, дети которых по мнению педагогов имеют проблемы, но пока никто не звонил.
По потоку в Валленберга тоже кинула информацию. Я наивно полагала, что люди просто нуждаются в такой информации как в хлебе.
Анечка, девочки, простите(((( Но вместо лекции Ясюковой, на которую я оооочень хотела попасть (и при большом старании могла бы успеть на неё), я обязана идти теперь на "обход" всех предметников в школу((((( Вот такая вот не равнозначная замена.
Кроля и все-все-все, ловите пока конспектик, а там, глядишь, и диктофонная запись будет. Мой ник на sdvg-deti - Муза, торопилась тут зарегистрироваться. Уважаемые модераторы, поменяйте, пожалуйста!
Понятийное мышление и проблема его формирования
Вначале Ясюкова уделила большое внимание тому, чтобы убедить нас, что для развития ребёнка надо с ним целенаправленно заниматься. Цитата из лекции: «Все высшие психические функции развиваются только за счёт обучения и воспитания. Интеллектуальное развитие ребёнка зависит от того, как мы общаемся с ним, чему учим. Чем больше, раньше и правильнее начинаем обучать, тем эффект выше. Человек – открытая система, и развивается в той культурной среде, где оказывается. Кем будет человек, определяют не гены, а то, как мы его обучаем и воспитываем». Ясюкова ссылалась, в частности, на книгу Домана «Гармоничное развитие ребёнка» и исследования близнецов. Например, если с одним близнецом заниматься больше, а с другим меньше, то тот, с кем занимались больше, и будет лучше развит.
Следующая часть была собственно про понятийное мышление. Понятийное мышление отражает объективные законы окружающего мира, помогает правильно понимать любую ситуацию! Понятийное мышление – это сравнение, анализ, синтез, абстрагирование (см. определение Рубинштейна).
У понятийного мышления есть три компонента.
Первый - интуитивный Как его развивать? 1) Давать ребенку маленькие рассказы из 2-3х фраз и предлагать 2-3 заглавия. Спрашивать его, какое лучше подойдёт 2) Давать ребёнку маленькие рассказы из 2-3х фраз (важно, чтобы были законченными!) и просить, чтобы он своими словами, одним предложением сказал, про что был рассказ. 3) Полезно отвечать на вопросы по тексту. Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то вначале разобрать вопросы, а потом читать. Вопросы к тексту должны быть по сути текста. 4) Давать ребёнку читать по абзацам: прочитал абзац – своими словами одним предложением скажи, про что там было. 5) Классифицировать с ним предметы по основному признаку. ВНИМАНИЕ! Правильный ответ только один. На этом пункте она остановилась отдельно. Все знают задания «Назови лишнее» (пример: помидор, яблоко, морковь, картофель. Лишнее – яблоко)? Так это про них. Оказывается, не всё так просто. Пример: Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц. Кто «лишний»? Правильный ответ: собака. Почему? Потому что собака – домашнее животное, а те – дикие. У детей может быть вариант ответа «ёж» (т.к. он колючий, а остальные – нет). Это неправильно, так как в данном варианте идёт вычленение предмета НЕ по существенному признаку. Важно уметь видеть суть. У каждого объекта только один существенный признак! Надо учить детей вычленять «лишний» предмет именно по существенному признаку! По несущественным не учить! Как определить существенный признак? Суть признака всегда одна, т.е. он должен быть постоянным!!! Пример: у яблока – может меняться цвет, форма, размер, вкус и пр., но оно всегда будет фруктом! Это и есть его существенный признак, иными словами признак-понятие. Этот признак мы выводим ЛОГИЧЕСКИ, а не ощущаем на уровне чувств. Он обозначает не сам объект, а его отношение к более общей категории и характеризует не один объект, а всю категорию. В искусственном мире (созданном человеком) таким признаком будет функциональная принадлежность (например, посуда). *** Как развивать понятийное мышление дома? * Обучение наукам формирует понятийное мышление. Изучать естественные (физика, биология, химия) и общественные (история) науки. «Физика – царица всех наук, а математика – гимнастика для ума». Если изучаем физику, то обязательно решаем задачи. Очень полезно заниматься математикой. Хорошие учебники у следующих авторов: Петерсон, А.В. Белошистая, Венгеры. У Петерсон есть математика для дошкольников. Там математика дана как наука. Но при занятиях по этому учебнику уберите неправильные обобщения! Т.е. ам есть такие примеры, когда предметы классифицируются по несущественному признаку. Например, даны желтый трактор, лимон и яблоко, и лимон объединяется с трактором, потому что они жёлтые. ТАК НЕ НАДО! У Домана изучение идёт от частного к общему: показываем карточки: такса, дог,… и пр. – и в конце говорим «это собаки». В школе (по Давыдову) надо наоборот учить от абстрактного (правило) к конкретному (примеры). Кто-то из девочек спросил, какую именно науку начать изучать с ребёнком летом. Сошлись на изучении ботаники по старым учебникам. * Всё, что ребёнок спрашивает, объяснять научно («Почему вечер?» - «Потому что земля вертится». И объяснить это подробнее). Если сразу не можешь объяснить, говорить, что посмотришь в энциклопедии и объяснять потом. * Следить за правильностью собственной речи. Например, мы иногда говорим «больше» там, где надо сказать «выше», «тяжелее» и пр. * рекомендует сборник задачек: Зак. «Интеллектика» У него же есть книга «Учимся мыслить, стараясь рассуждать». Насколько я запомнила, вот пример задачки, как у Зака: «Вика, Саша, Лена и Коля едят торт. Угадай, кто где сидит, если известно, что Саша сидит справа от Лены, Вика сидит справа от Коли, а у Лены две косички». К задаче прилагается рисунок. Такие задачи ребенок должен решать не устно, а наоборот, делая для себя на листе пометки, рисунки. Сказали, что вроде продаётся на ярмарке в ДК Крупской.
Второй компонент понятийного мышления – логический. Это умение видеть объективные причинно-следственные связи между сущностями. Развивается при изучении физики, истории. Пример: Даны две пары картинок. Первая пара: гроздь винограда – пара вишен. Вторая пара: бегемот - ? В пару к бегемоту можно выбрать: лист, рыбу, одну вишню, ежа. Правильный ответ - ёж, т.к. первая пара – ягоды, а это будут звери. Есть какие-то учебники «Физика для малышей». Как формировать логическое мышление? 1) Делать обобщения 2) Давать ребёнку читать по абзацам: прочитал абзац – своими словами одним предложением скажи, про что там было. А потом – развёртывать назад: из этого предложения в пересказ абзаца. Давать задание пересказывать абзацы вразнобой. Т.е., к примеру, было 7 абзацев. Ребёнок записал суть каждого абзаца (получается, составил план текста), и просить его: «А что было в 7-ом абзаце? А во 2-м?» и т.д.
Математика формирует абстрактное мышление; помогает выделять правила при изучении иностранного языка.
Третий компонент – Понятийная категоризация. Т.е. когда чувствуем уровень понятий. Когда любой объект для нас – представитель определённой категории. Тут уже лекция подходила к концу. Я так поняла, что тут важно изучать языки и полезны обобщающие уроки по пройденным темам (типа зачётов).
Ну и разные полезные вещички, записанные по ходу лекции: * Как нам развивать свое понятийное мышление (Ясюкова сказала, что у большинства не развито)? Я, так поняла, что это возможно, если изучать физику и проводить эксперименты. Поправьте, если не так. * Как заниматься с ребенком? 5 мин. занятие – 5 мин. перерыв. * Полезно делать анализ сказок (Кто главный герой? И пр.) * Полезно решать примеры * Шахматы не развивают мышление, развивают только умение играть в шахматы. * Если у ребенка началась истерика – уже ничего не сделаешь. Истерику стараться купировать на начальном этапе. * БОС для наших детей нужна такая, которая работает с бета-ритмом * у 30-го лицея есть заочный математический кружок в Интернете с полезными задачками. Ссылка у нас на сайте. * У Зайцева есть магазин Б. Пушкарская, 54. тел. 233 24 42. Работает в будни. Так поняла, что у него есть методика для английского языка. * Ясюкова рекомендовала одного остеопата. Наверное, телефон неудобно тут выкладывать, кому надо, обращатесь. Ну и вообще, меня, например, заинтересовал центр, где она работает. Дала интересную рекламку: у них массаж (учат делать самим), мануальный терапевт, обещают помочь гиперактивным деткам. Это на 5-ой Советской, 23.