Важная информация для РЕГИСТРАЦИИ на форуме: Пожалуйста, не регистрируйтесь на этом форуме с электронными адресами mail.ru, bk.ru, inbox.ru, list.ru - вам может не прийти письмо со ссылкой активации!
Вы можете воспользоваться адресами типа yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и т.д.
Вот ссылка на аудиозапись лекции: http://www.yapfiles.ru/files/244918/ab3d314311e6230247b7f4cc3cbcca05.mp3 Диктофон был настроен таким образом, чтобы включался на звук, для экономии энергии и уменьшения размера файла. Некоторые слова и фразы оказались, к сожалению, "проглоченными", видимо из-за формата помещения. Слушать из-за этого сложновато. Так что заранее прошу прощения. Думаю, можно восполнить запись конспектами лекций, ну или наоборот)))
Добавления к посту Музы: В психологии доминирует доктрина о созревании психических процессов, их последовательности. По утверждению Людмилы Аполлоновны (ссылка на Выготского, Домана) не только физическое созревание не идет согласно паспортному возрасту, но и психическое не подчиняется никаким законам. (По-моему это очень радикальное суждение, во время лекции мне очень хотелось возразить, но я сдержалась, Л.А. все равно бы меня задавила знаниями). Физическое созревание не определяется генетически, а зависит от образа жизни ребенка, двигательной активности (здесь приведен пример с детишками, которые жили одни в подвале около года с годовалого возраста, не являлись прямоходящими, так как не было образца, отсутствовала речь). А генетически вроде бы как человек должен ходить так как должен и развиваться так как надо, по законам развития. Отсюда вывод, что только обучение способствует развитию человека. Следовательно, психические функции также не могут формироваться генетически и соответственно возрасту. Показательными являются тестирования и эксперименты на близнецах, интеллектуальные способности которых почти всегда различны (уровень и виды интеллекта:вербальный и невербальный), а мнение, что близнецы одинаковы формирует воспитание, так как они почти всегда вместе. Если тестирует близнецов один психолог, получаются одинаковые результаты, если разные, результаты разнятся. Вывод Л.А.: влияния генетики на развитие ребенка нет.
По утверждению Людмилы Аполлоновны (ссылка на Выготского, Домана) не только физическое созревание не идет согласно паспортному возрасту, но и психическое не подчиняется никаким законам. (По-моему это очень радикальное суждение, во время лекции мне очень хотелось возразить, но я сдержалась, Л.А. все равно бы меня задавила знаниями).
Я тоже подскакивала на стуле - очень хотелось возразить, но понимала, что не смогу найти достойных аргументов. Еще я не являюсь приверженцем Домана, поэтому тоже не во всем была согласна с Людмилой Апполоновной.
Продолжаю. Мне понравилось отступление от темы про лидерские качества. Лидерство - это не личностное качество, а качество группы. Лидер группы всегда "средний" во всём, так как такой человек всем понятен. Слишком умный не может быть настоящим лидером, так как его не понимают, за ним не потянутся. Лидер - это человек, которого признаёт группа, для него важны такие качества как эмпатия и социальный интеллект. Лидер не ведет группу, это сама группа за ним идет, его все признают, он всем нравится. Лидер знает, что он не всегда главный. Тестирование по какому-то тесту (извините, прослушала) показывает, что по пятибальной шкале оценка 4 - показывает лидерские качества, а 5 - упрямство. Коммуникативность - одно из главных лидерских качеств. Для того, чтобы быть успешным и счастливым, достичь желаемого, не обязательно быть лидером. Наоборот, лидерство - это лишняя ответственность, напряжение.
Далее по понятийному мышлению (прошу прощения, Муза, если что-то повторю): Выявление существенного признака - это один из компонентов понятийного мышления (далее по тексту ПМ). Понятийное мышление может сформироваться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО при обучении наукам. Наука - это всегда пирамида понятий, из которых логично вытекают обобщения. Подход образности в начальной школе не развивает ПМ. Образное мышление развивается как раз видением нескольких существенных признаков (Пример: яблоко зеленое, яблоко красное и красный помидор, что лишнее? Помидор, т.к. это овощ, а не фрукт, но еще может быть и зеленое яблоко, потому что оно не красное), что для развития ПМ не приемлемо. В начальной школе необходимо сразу учить науку. Не "Окружающий мир", предмет, который составлен из разных нелогичных выдержек, по принципу отовсюду понемногу, а логически выстроенный по понятийной научной пирамиде. Это формирует зону ближайшего развития ребенка и перестраивает спонтанное мышление на понятийное. Считается, что ПМ обладает любой взрослый, но это не так (по Выготскому). ПМ с возрастом не появляется.
К компоненту ПМ - понятийная категоризация. Этот компонент не формируется, если не сформированы первые два. От меня: в лекции очень мало и скомкано получилось про этот компонент. Я до конца не поняла что же это такое. Путём логических размышлений пришла к выводу, что когда мы отражаем объект (т.е. проводим его через нашу психику) нам уже не надо задумываться о выделении существенного признака и выводить его логически, это приходит уже как бы интуитивно, на основе развитости предыдущих двух компонентов. Есть объект - он сразу же попадает в категорию. Поправьте меня, если я не права.
Развить компонент "понятийная категоризация" возможно обучаясь науке по вузовской системе: тема-вопросы к теме-формирование таблиц-зачёт.
ПМ отражает объективные законы окружающего мира, не развивается в литературе и других науках, только в математике и физике.
По поводу самого центра. В ОЛМЕДе работают два мануальных терапевта (у одного из них с дитём уже были, к нему же записалась сама), которые выявляют и выправляют смещения позвонков (и не только), что по мнению Л.А. является первоочередной причиной возникновения СДВГ. Л.А. останавливалась на различиях работы мануальных терапевтов и остеопатов. Принято считать, что мануалы действуют более жестким способом, вмешиваясь в костную структуру позвоночника, а остеопаты балансируют водно-мышечную среду вокруг изменивших положение костей, но положение скелета не меняют. Так вот, по высказыванию Л.А., для взрослых лучше лечиться у остеопатов, так как позвоночник в зрелом возрасте мануалы просто "ломают", а детям с несформировавшимся скелетом лучше у мануалов, так как изменение положения костного скелета для них не травматично. Также там работает врач ЛФК, которая показывает упражнения и массаж. Достаточного одного посещения, можно снять на камеру и ежедневно заниматься с ребенком дома самостоятельно.
Образное мышление развивается как раз видением нескольких существенных признаков (Пример: яблоко зеленое, яблоко красное и красный помидор, что лишнее? Помидор, т.к. это овощ, а не фрукт, но еще может быть и зеленое яблоко, потому что оно не красное), что для развития ПМ не приемлемо.
Anushka, я так поняла, что существенный признак может быть только один, все остальные признаки будут несущественными. Про образное мышление я не знаю, из лекции поняла, что в данном примере зелёное яблоко никогда нельзя исключать ни в коем случае :) . Про 3-ий компонент действительно было очень скомкано, практически, думаю, никто уже ничего и не добавит больше. Я поняла только то, что написала уже выше.
Мда, очень уж круто. Точно, в затылке почешешь не раз.
Я была на двух лекциях и оба раза у меня начинали шевелиться волосы и мозг "закипал". Всё моё существо начинало сопротивляться, что так быть не может. Но... Прихожу к тому выводу, что многие заявления Л.А. подтверждаются собственным опытом, что-то делалось неосознанно, но некоторые тезисы стали "окном в Европу".
Я там в теме на СДВГ-форуме уже писала. На когнитивный диссонанс жаловалась . Вот то, что она говорит, совсем не похоже на то, к чему мы привыкли. Но жизнь подтверждает, что она говорит верно. Мне после ее лекции легче стало. Вижу, что многое делаю правильно (и получается, есть результаты). А до этого угнетало, что как-то у нас с дочерью наперекосяк идет, не по общепринятому стандарту.
ПМ отражает объективные законы окружающего мира, не развивается в литературе и других науках, только в математике и физике.
А я поняла так:ПМ не развивается в литературе и в истории,если ее преподавать как литературу.Если историю преподавать как общественную науку,то развивается. ( пример с изучение обществознания в начальной школе) При изучении всех других наук традиционным способом ПМ развивается.
ПМ отражает объективные законы окружающего мира, не развивается в литературе и других науках, только в математике и физике.
А я поняла так:ПМ не развивается в литературе и в истории,если ее преподавать как литературу.Если историю преподавать как общественную науку,то развивается. ( пример с изучение обществознания в начальной школе) При изучении всех других наук традиционным способом ПМ развивается.
Я цитировала Л.А. Свои выводы помечала, что они мои. На диктофонной записи можно, думаю, услышать в конце лекции про то, что в других науках не развивается. Но вопрос, получается, спорный тогда. Можно позвонить, уточнить у Л.А.